Капитаны
судов, подходящих к берегу, сначала увидят лес странных тонких
"водорослей", потянувшихся вдруг к облакам. Эти вертящиеся "растения"
под порывами ветра будут склоняться над самим кораблём, отвлекая
внимание мореходов от того, что находится на берегу — матери
всех ветряных мельниц. Примерно
так может выглядеть картина приближения к морскому побережью,
оборудованному ветровыми электростанциями необычного типа. Но прежде
чем рассказать о 800-метровой "мельнице" и её младших братьях, живущих
в море, надо пояснить, как их изобретатель "дошёл до жизни такой". Знакомимся. Неутомимый адепт ветровой энергетики, калифорниец Дуглас Селсам (Douglas Spriggs Selsam), и его компания Selsam Innovations (она же Superturbine) занимаются "пропеллерами на палочках" уже много лет. Цель
– самая благородная: снизить стоимость ветряков и энергии, ими
вырабатываемой. Пусть в разных странах и развивается ветровая
энергетика – классической она пока ещё не конкурент. Правда, бывают исключения. Вот недавно в Испании в один из удачных дней ветряки поставили в электросеть более 40% от общей потреблённой страной мощности. А в целом дороговато всё это выходит. Так что простор для фантазии имеется. И чего только мы в этой области не видели: и просто красивый генератор, и воздушный эскалатор, и парящую башню, и даже ветровую плотину, летящую над Ладожским озером. Селсам
придумал свой подход к решению проблемы. Обычно, чтобы нарастить
мощность ветряка, конструкторы увеличивают длину его лопастей –
ометаемую ротором площадь. Дуг решил вместо этого наращивать число
"пропеллеров", установленных на одной оси. Законный
вопрос: не будут ли они друг друга затенять, загораживать от воздушного
потока? Немного. Но вспомните – существуют же соосные воздушные
винты (у турбовинтовых самолётов или у вертолётов). Тот же принцип. Так
появилась первая ласточка Селсама – ветряк California SuperTwin.
Генератор тут один, но его вал выходит из корпуса и вперёд, и назад. На
некотором расстоянии от генератора установлены два ротора диаметром по
2,4 метра, строго "в затылок" друг другу. При
скорости ветра в 14 метров в секунду SuperTwin выдаёт в сеть 2
киловатта, чем очень радует Дуга, а также покупателей его изделий.
Селсам продаёт своих "близняшек" по $2 тысячи. Дальше
эта идея вылилась в систему, прозванную Дугом мультиротором. Смысл
аналогичный: берём длинный-предлинный вал и нанизываем на него
множество ветряков, на таком расстоянии, чтобы они друг дружке не
мешали. А чтобы вал не особо прогибался, крепим его посередине. Там и
будет генератор. Причём вал такой
установки может наклоняться на небольшой угол к горизонту, благодаря
чему все ветряки оказываются не точно друг за другом (по отношению к
потоку), а чуть со смещением. В таком положении удаётся снять
наибольшую мощность, по-прежнему обойдясь одним генератором и одной
мачтой на всех. Можно сказать, что куда проще сделать один, но большой пропеллер. Однако погодите. Дело
в том, что очень большие ветряки вращаются довольно медленно,
величественно. И чтобы приводить генератор, их приходится оснащать
набором шестерёнок, ускоряющих вращение вала. Поскольку действительно
мощный генератор с низкими оборотами выходит очень тяжёлым, а генератор
той же мощности, но рассчитанный на большие обороты, оказывается куда
легче и компактнее. С
мультиротором же темп вращения ветряка получается очень высоким, так
что генератор сидит непосредственно на валу, и никаких лишних передач
не требует. Эту концепцию Селсам
успешно проверил в деле ещё в 2004-м. Благо его исследования и опыты
нашли отклик в энергетической комиссии Калифорнии (California Energy Commission), которая и спонсировала умельца. Он
построил мультироторный генератор с семью винтами на общем валу, поднял
его на высокую мачту и получил вот что. При диаметре турбины в 2,1
метра с неё удалось снять 5,3 киловатта (при скорости ветра 14,5 метра
в секунду). Это, как утверждает изобретатель, рекорд. Такую установку, способную "вырастать" до больших размеров, Дуглас назвал "Супертурбиной" (Superturbine). Он посчитал, что крупный мультиротор сможет дать ток огромному зданию, вместе с тем не занимая слишком много места. Так появился "дизайнерский" проект Zero Net Energy Building. Высота
этого здания составляет 610 метров. Венчает его "Супертурбина",
разворачивающаяся и наклоняющаяся в разные стороны на шарнире. Здание размещено на небольшом островке посреди искусственного озера. На этом инженер не остановился. Вместе с дизайнером Майклом Санчесом (Michael Sanchez)
он придумал "полумильный" (в высоту) небоскрёб-город, аналогично
украшенный "Супертурбиной" (он и показан на рисунке под заголовком). Эта
башня также стоит на острове посреди озера, которое, судя по рисунку,
соединено каналом с близлежащим океаном (не забываем, изобретатель
родом из Калифорнии). Очевидно, по
каналу должны проходить яхты. Но у него есть и ещё одна функция. Авторы
проекта полагают, что огромная мощность ветряка башни-города позволит
последнему тратить часть энергии на опреснение воды. Американец
построил не один вариант своего мультиротора и пришёл в результате к
такой идее: вал нужно сделать гибким (но всё же упругим), тогда он сам
будет заметно гнуться под действием ветра, обдувающего лопасти винтов,
обеспечивая более менее правильное их положение. Так
можно отказаться и от мачты (башни). Генератор расположить на земле,
длинный гибкий вал "выпустить" вверх, а там он сам нагнётся по ветру,
подставив ему свои многочисленные "колёса". Вот
и существенное упрощение установки. Ни башни, ни стабилизаторов,
разворачивающих ветряк по потоку, ни перегибающихся кабелей, ни
подвижных контактов… Красота. Тут-то
мы и переходим к самому яркому проекту Селсама, который окончательно
"снёс башню", в смысле – устранил необходимость в мачтах для
ветряков. Вот он, полюбуйтесь. Называется это чудо Selsam Off-Shore Superturbine, то бишь "морские супертурбины Селсама". Здесь
генераторы размещены внутри поплавков, заякоренных на дне. Причём
предусматривается несколько вариантов крепления, в зависимости от
самого дна и глубины. Корпуса
генераторов могут наклоняться в разные стороны, но не вращаться, за
счёт специального сочленения, напоминающего кардан. Причём тут с
электрическими кабелями ничего не происходит – они остаются почти
неподвижными. Что опять-таки сокращает число узлов и деталей,
удешевляет систему и повышает её надёжность. "Это
походит на изгиб вашей спины. Вы можете наклониться вперёд, назад и в
стороны, но нервы в вашем позвоночнике не будут
скручиваться", — образно поясняет Дуглас. Из
генераторов вверх тянутся длинные валы с "мультиветряками", выполненные
из углеволокна. Под действием ветра они сами склоняются в нужную
сторону. Россыпи таких аппаратов
можно легко установить неподалёку от берега – не понадобится ни
специальных судов, ни тяжёлых подъёмных кранов. И столь же легко их
можно демонтировать при необходимости и перевезти на новое место работы. Достоинств
у таких систем масса. В них минимум подвижных частей. Они не слишком-то
опасны для судов, даже при столкновении. Их можно устанавливать как на
мелководье, так и на приличном расстоянии от берега. Единственно, что
может помешать фантазии владельцев, – сложность прокладки кабелей. Но ведь тянут же по дну океанов кабели аж с континента на континент? Эта техника отработана уж лет сто как. Как водится, изобретатель верит, что именно его машина даст миру прорву даровой "зелёной" энергии. Может быть. Это покажет только опыт. А
ещё Селсам особо подчёркивает, что его "водоросли" ветряков,
поднимающиеся из воды, довольно тонкие и малозаметные. В отличие от
систем равной мощности, в которых применялись бы ветровые генераторы
классического типа ("мельницы"). Так что с точки зрения эстетики тут
всё "ок". Наконец, новатор решил, что для пущей эффективности число ветряков на одном валу надо бы увеличить, а сам вал – удлинить. Позвольте, куда уж дальше – вал же пригнётся к самой воде? "А
вот и нет", — отвечает автор проекта. И рисует нам
дирижабль, который верхний край этого гибкого вала и будет поддерживать
в небе. Американец
придумал специальную систему подшипников, которые позволяют гибкому
валу с лопастями свободно вращаться, при том что и аэростат и, понятно,
дно моря — останутся на месте. Патенты,
патенты, патенты, несколько статей в журналах, масштабные
модели… Дуг активно продвигает своё изобретение уже не первый
год. Очевидно, продажа маленьких ветряков не приносит ему остаточно
дохода, чтобы реализовать столь масштабный проект. Предлагаем вам самим оценить: а стоило бы его реализовывать? Ответ неочевиден.
Материал предоставлен интернет-журналом MEMBRANA (www.membrana.ru)
|